Бензиновый или дизельный? Такой вопрос задает себе большая часть покупателей авто. Дать конкретный ответ на поставленный вопрос – не так просто. Изначально нужно рассмотреть ключевые факторы обоих двигателей, которые позволят принять нужное решение при выборе машины. Дизельный двигатель Несомненным плюсом дизельного двигателя, используемого на машине вроде Краз, считается его экономичность, связанная с меньшим расходом топлива. Объясняется это, во-первых, более высоким КПД за счет поднятия степени сжатия до 20-22 единиц в сравнении с 9-10 у бензинового двигателя. Во-вторых, большому уменьшению расхода топлива помогает качественное регулирование рабочей смеси. Это означает, что количество воздуха, направляемое в цилиндры, не зависит ни от оборотов двигателя, ни от нагрузки – это количество всегда постоянно. А вот количество впрыскиваемого топлива прямо зависит от нагрузки: с ростом нагрузки увеличивается и расход топлива. Однако в любом случае, даже при полной нагрузке, объем подаваемого топлива в 1,5..1,7 раза меньше, чем у бензинового двигателя с аналогичным объемом. Оба эти фактора гарантируют высокую эффективность сжигания топлива в дизельных двигателях. Первый фактор – это постоянная степень сжатия, в конце сжатия не зависят от нагрузки, а второй – более бедная рабочая смесь по сравнению с бензиновым двигателем. Всем известно, что мощность и потребление топлива главным образом зависят от сопротивления воздухоочистителя, влияющего на количество воздуха в цилиндрах, угла опережения впрыска, качественного распыления форсунками топлива, характера подачи его насосом и начальным давлением впрыска. И здесь появлется еще один отличный фактор дизеля – его более высокая устойчивость отрегулированных параметров системы подачи топлива в сравнении с бензиновым двигателем. Из этого становится очевидно, почему нужно регулярно следить за качеством очистки воздуха и топлива, за отсутствием перегрева мотора, что сразу же скажется на работе форсунок и поршневой системы. Еще одним положительным фактором дизельного отора является его большая работоспособность по отношению к бензиновому. Это можно объяснить дизельным топливом, являющимся в какой-то степени смазочным материалом, а также жестко отлитым блоком цилиндров, коленвалом, поршневой группой, головкой блока цилиндров. Существуют у дизельного мотора и свои недостатки, к которым относятся большая масса, меньшая литровая мощность, больший шум, более высоким давлением сгорания и трудность запуска при отрицательных температурах окружающего воздуха. После пробега в 100 тыс. км запуск бывает особенно затруднен. Дополнительно к этому, износ плунжерной пары топливного насоса вызывает потерю герметичности посадки иглы форсунки. Это ведет к некачественному распылению топлива при пуске, когда обороты еще невысокие. При износе цилиндро-поршневой группы, когда обороты небольшие, происходит значительный прорыв сжимаемого воздуха в картер двигателя, что не позволяет достичь необходимого давления и температуры для зажигания горючего. Однако используются несложные приспособления, помогающие быстро пускать двигатель даже при низких минусовых температурах. Например, одно из таких приспособлений – это теплообменное устройство, которое на зиму устанавливают во впускной коллектор. Опыт показывает, что изменения в цилиндро-поршневой группе и топливной системе практически не повышают расход топлива и не уменьшают мощности двигателя. Основной причиной капремонта становится повышенный расход масла. Определяется расход по образованию сизого дыма от сжигания масла и необходимости более часто пополнять его объем. Бензиновый двигатель У бензиновых моторов, применяемых обычно на легковых машинах вроде ИЖ, более высока частота вращения коленчатого вала, больший литровый объем, а вибрация и шумность более низкие. Рабочая смесь регулируется количественно. Все это определяет низкую степень сжатия на средней мощности – основном режиме работы легковых автомобилей. Это приводит к низкой эффективности сжигания, а, значит, неэффективному расширению, что в конечном итоге ведет к повышенному расходу топлива. Моторы в сравнении Проведенные испытания автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем одинаковой мощности дали следующие результаты. Если на номинальных мощностях коэффициент полезного действия бензинового мотора на 20% меньше дизельного, то на некоторых режимах этот разрыв достигает 40% и более. То есть, расход горючего на 100 км снижается от 25% в условиях городского движения до 50% – в транссовом режиме. В настоящее время для уменьшения токсичности проведено большое количество различных доработок бензиновых моторов. Заметно понизился уровень токсичности из-за введения управляемого непосредственного впрыска поршневым процессором. Несмотря на это ведущие специалисты отмечают, что в предъявляемых на настоящий день повышенных требованиях к защите окружающей среды, а также к расходу топлива дизельные двигатели по-прежнему остаются наиболее перспективными.
|